В 1986 году выходит фильм, который становится вехой в истории
мирового кинематографа и превращает Стэнли Кубрика в одного из величайших
режиссеров своего времени. Речь, конечно же, идет о грандиозной притче «2001 год: Космическая одиссея», которая определяет все дальнейшее развитие
научно-фантастического жанра и получает статус главного художественного
произведения 20 века. Лента, чья
оригинальная версия длится 161 минуту, производит настоящий фурор, заинтересовав
даже далеких от фантастики зрителей. При бюджете в 12 миллионов долларов, «Одиссея»
приносит своим создателям 146 млн. и «Оскара» за лучшие визуальные эффекты.
В основу картины лег роман английского писателя и
популяризатора науки Артура Кларка «Часовой», который был опубликован в 1951
году. А сразу же после премьеры фильма в свет выходит книга «Космическая
одиссея 2001 года», над которой Кларк работал вместе с Кубриком. Отечественные
же читатели узнают о существовании этого романа лишь в 70-х благодаря журналу «Молодая
гвардия». «Одиссея» становится началом для целого цикла произведений, последняя
часть которого, получившее название «3001: Последняя одиссея», появляется в
книжных магазинах в 1997 году.
Сюжет фильма рассказывает о «монолитах» – космических
артефактах, впервые посетивших нашу планету еще на заре человечества. Мы
узнаем, что австралопитеки научились использовать предметы в качестве оружия
именного из-за одного такого «монолита», представлявшего собой прямоугольный
параллелепипед непроницаемо черного цвета. Спустя многие тысячелетия люди
обнаруживают похожие артефакты на поверхности Луны и на орбите Юпитера, что
вынуждает трех астронавтов отправиться в космическую экспедицию.
Изначально отзывы на «Одиссею» были смешанными. Одни зрители
были в восторге, а другие лишь насмехались, в чем особенно отличились
нью-йоркские критики. Известно, что во время премьеры режиссерской версии из
кинотеатра ушло аж 250 человек, так и дождавшиеся финала. Уже позже фильм из
категории «красивый, но невыносимый для просмотра» получает статус «лучшей
фантастической ленты всех времен и народов», а его создатель Стэнли Кубрик
начинает получать бесчисленные письма от благодарных зрителей. Сейчас мы знаем,
что в ходе съемок режиссер постоянно находился на связи с сотрудниками НАСА, а
для имитации лунной поверхности съемочной команде пришлось перекрасить
несколько тонн песка. Трудозатраты были колоссальные, но никто не мог подумать
о том, что «Одиссея» станет настоящим символом научной фантастики и окажет
влияние на множество режиссеров и сценаристов последующих поколений.
Мало кто знает, но у легендарного фильма Кубрика есть и продолжение, которое появляется на больших экранах в 1984 году. Режиссером сиквела становится Питер Хайамс, участвовавший при создании «Конца света» 1999 года и криминального боевика «Узкая грань». Будучи экранизацией второго романа из серии Кларка, лента проходит мимо зрителей практически незаметно. Но интересно то, что одну из ролей в фильме сыграл наш соотечественник Савелий Крамаров, которого мы помним по фильмам «Джентльмены удачи» и «Иван Васильевич меняет профессию».
Дата написания: 06.01.22