Оцените отзыв
Я не являюсь самым фанатичным поклонником "Звездных войн". К первым частям, что были сняты после оригинальных фильмов, я отнеслась довольно хорошо. В критикуемой второй части я вижу лишь некоторое переигрывание Хейдена Кристенсена, зато как там раскрыта тема клонов, борьбы внутри Энекина и внутреннее устройство организации Джедаев.
И вот настало время перезапуска. Конечно, перезапуск практически всегда встречает критику (довольно справедливую). И, что самое главное, отдельные фильмы-дополнения (или сериалы) оказываются более качественными или, скорее, интересными, чем официальное продолжение франшизы. Как мы видим, пример - "Терминатор", дело здесь далеко не в режиссере и продаже прав на франшизу. Отчасти, это кризис крупных компаний. Хотя и это вопрос, о котором напишу в конце.
Так вот, не будучи супер поклонником "Звездных войн", я всё же люблю эту историю. Её можно интерпретировать и размышлять над отдельными персонажами. Это же развивает и фандом форумы, где строят теории и пишут фанфики.
Просмотр частей 7 и 8 был унылым, но было что-то кринжовое и забавное в эти частях. Хотя и понимаешь, что создатели паразитируют на прошлом, делают отсылки и убивают старых персонажей, при этом добавляя правила "магии Джедаев", которых не было в каноне. С чем я это связываю? Во-первых, только знакомишься с персонажами и историей. Тебе интересно, в чем заключается экспозиция и завязка. Во-вторых, сравниваешь с предыдущими фильмами подмечаешь что улучшилось в спецэффектах и что нового внесли авторы. Хотя мне не нравятся фильмы 7 и 8, но у них естественно возник кредит доверия.
Но вот часть 9: Восход стал для меня ужасным разочарованием. Даже для меня. И я не пишу на волне хейта к кинематографу, мол, стало модно жаловаться на плохое кино. Однако, я убеждена, что при развитых спецэффектах сюжет стал малозначительным и никаким в фильмах последних лет. Кажется, за последние 8 лет можно по пальцам перечислить действительно достойное игровое кино.
Что не так с девятой частью?
Самое главное и крупное, что бросилось мне в глаза? Не догадаетесь. Это саундтрек. Да я и сама не ожидала этого. Потому что предыдущие части, да и вообще всякие сиквелы не славятся саундтреками, но их и не ругают. Это, как правило, компиляция известных мотивов мелодий из франшизы. ну а в "Звездных войнах" таких мотивов полно. Что меня смутило в работе Джона Уильямса, саундтреки которого я очень люблю? Дело в том, что Джон Уильямс является автором саундтрека ко многим франшизам, в том числе к "Гарри Поттеру". И при просмотре я словила несколько дежавю, думая, что это музыка из "Гарри Поттера". Впечатление усилилось, когда я увидела сцену с громадной змеей (Василиск какой-то). Таким образом, я хочу отметить, что вторичность присутствует не только в сюжете, но и в других отраслях.
Что касается игры актеров, то мне сложно что-либо сказать. Я придерживаюсь мнения, что игра актеров зависит не только от актера. Если хороший актер попадает в амбициозный проект с пустым сюжетом, то активные попытки актеров понять своего героя и показать его терзания будут выглядеть как пародия. И именно такое ощущение периодически складывается. Кто смотрел "Звездные яйца" поймет. Все куда-то бегут, что-то делают, страдают. Пшик в пустоту. Поэтому в последней трилогии наиболее лаконичным является штурмовик (актер - Джон Бойега), ведь его персонаж довольно обычный (типаж - добрый простак).
Отдельно хочется отметить все те отсылки и пережевывание, перемалывание, переваривание прошлого. В конце концов это превращается в скучную тягомотину. Последний фильм встретил смерть актрисы Кэрри Фишер. С одной стороны, это здорово, что память актрисы почтили. Но почему-то всё время создается ощущение, что это не от души, что это игра на эмоциях и фальшь. Я не берусь утверждать какое именно отношение у киноделов к этим вставкам. Я говорю о том, как это сделано. А вообще, краткость - сестра таланта. Нет ничего лучше строчки в конце фильма о том, кому посвящается фильм.
Ну и, разумеется, есть очень много другого в предыдущих фильмах. Со старыми персонажами грубо и бессмысленно расправились, хотя нужды в этом не было. Логика проста: снимать сиквел без старых актеров - упущенная выгода, но и оставлять этих актеров нельзя с расчетом на дальнейшие сиквелы.
Основной же сюжет настолько нелогичный и убогий, уж простите, что я не могу поставить этому фильму положительную оценку. Создатели кино очень хорошо научились играть на когнитивном искажении зрителя - ведь зритель всё равно найдет что хорошего есть в фильме. Скажем, спецэффекты. Или не всё получилось как надо, но вот, вот смотрите - здесь же упоминается, что Рен и Рей - это ВЕЛИКАЯ ДИАДА. Или вот, сиИИиила... сила, все чувствуют силу! Что я хочу сказать? Что изюминка Звездных войн не в том, что все пафосно говорят про силу, а в философии.
Есть здесь и сцена, где Рей очень похожа на Аватара Аанга из мульт сериала. Так вот существует много выдающихся удачных сюжетов про магию и силу. И я не призываю воровать идеи. Но лично я не считаю, что для автора-менеджера, который разобрался и проанализировал, чем цепляет то или иное произведение, сложно сделать что-то новое, при этом не перечеркнув старое. Ведь сейчас выходит совсем другое - заимствование, казалось бы, старых действующих приемов в итоге и перечеркивает эту старую ностальгию.
А рассказать можно было о многом. О клонах (которых не так много, но можно что-то придумать), о роботах. Да, в конце концов, удивляет и то, что не разыграна карта, которую все ожидают и которую все готовы обругать - карта инклюзивности. Где, как не в "Звездных войнах" можно поиграть с инопланетянами и роботами, рассказать о порабощении? С другой стороны, учитывая то направление, которое взяла парочка Рей-Рен, сколько много можно было рассказать о балансе сил. О том, что ученики последуют Люку в стремлении пожертвовать силой ради того, чтобы во Вселенной был мир. Поэтому я на половину хвалю концовку и смерть в ней - это на один балл реабилитировало картину.
Но на что сделана ставка в этом фильме? Проблема в том, что на всё сразу. Фильм разбрасывается своим бюджетом, показывая что сделать было бы можно. Говорят всё и ничего. Да, у сценариста есть опасность сказать слишком много - надо дать шанс фантазии фанатов и не ставить финальную точку. Но здесь этим и не пахнет. Очень много можно заметить в концепции этого фильма.
Почему же эта концепция не раскрыта? Я думаю, на какой-то стадии производства фильмов крупных компаний случается редакция - то ли добавляют места для битв, то ли главный сценарист пишет лишь костяк по пунктам, а остальное - студенты. Не знаю, но это точно из-за того, что фильм такой крупнобюджетный.
Более того, можно оставить концепцию. И проследить сюжет. И в этом сюжете нет человеческой логики. Я вынуждена сделать поправку на Вселенную и то, что происходит в мире силы.
!!! Спойлеры в абзаце!!! Но такие вещи, как Палпатин, переход из света во тьму и наоборот, требуют разъяснения. Отбросив всё, какая история в остатке? Кайло Рен - сын Леи и Соло - стал злым из-за того, что увидел как Люк думает его убить (ему показалось, что его ученик будет ситхом). Рей - бедная девушка, которая обнаруживает в себе силу, учится ей у Люка и пытается не стать злой. Как? ОНА ПЕРЕГЛЯДЫВАЕТСЯ С РЕНОМ. Остальное - битвы на одной планете, битвы на другой планете. И всё так удачно складывается, словно... словно героям помогает сценарий. В итоге Рен и Рей "типа" влюбляются, они добрые и сражаются с Палпатином, ведь старых героев убили.
!!!Конец спойлеров!!!
В сюжете нет великой мысли. Можно ругать старые фильмы, но истории Энекина, Люка и Леи в своей простоте (эти сценарии тоже можно написать как я выше) были душевными и добрыми. Поступки персонажей через сюжет и игру актеров показывали (или пытались) подвиг человека над своими слабостями. Здесь, конечно, есть следы этого. Но не объясняя некоторые повороты сюжета, сложно завоевать зрителя. В итоге ограничились переглядками Рей-Рен.
Да, я грубовато разношу этот фильм. Но я не хейтер фильма. Ведь я и не была ярым фанатом. Я просто вижу достаточно пустой "блокбастер", не более того.
Спасают ли спецэффекты такие блокбастеры? Я считаю, что нет. Недавно вышел трейлер четвертой "Матрицы". И я увидела, что стиля тех старых фильмов не будет. Ставлю под вопрос - будет ли эта часть вообще похожа на "Матрицу"? Задаюсь и другим вопросом - может ли качественная камера и графика, которые позволяют нарисовать самую красивую картинку в мире, привести к однообразным глянцевым фильмам? Мне кажется, мы уже пришли к таким глянцевым картинкам, где нет места для создания уникальной Вселенной.
Я обещала в конце написать о крупных компаниях. Конечно, я какое-то время думала, что менеджеры в крупных компаниях делают целенаправленные изменения в фильмах и это ведет к не самым блистательным проектам. Но сейчас я вижу, что имеет значение и работа каждого в команде - и сценариста, и композитора, и менеджера по спецэффектам. Отдельные создатели оказывают свое влияние на фильм. Только привнося индивидуальные и оригинальные задумки можно создать что-то свежее, где будет чувствоваться энтузиазм и идея.
Дата публикации: 14.09.21