Прекрасное произведение.
Я начала с сериала, а сразу после просмотра прочитала книгу. Сериал больше запал в душу, а вместе с книгой он составляет единое, цельное произведение. Экранизация дополняет роман, как будто раздвигает главы и вносит недостающее. Если бы сейчас была написана книга, совмещающая в себе фильм и роман, она была бы идеальной.В сериале сохранились события, идея, диалоги, но изменились фигура и фон. В романе все персонажи второстепенные, фигура повествования — Конец света, главный герой — книга Агнессы Псих. В сериале всё фон, на котором показана история Азирафеля и Кроули. Если меня спросят о чём книга, я отвечу — про Армагеддон. Если такой же вопрос зададут про экранизацию, я отвечу — про ангела и демона. А вот как это смогли сотворить, снимая практически в точности по книге для меня остаётся непостижимым.
В первый раз вижу произведение, где столько внимания уделяется деталям. Можно пересматривать и замечать каждый раз новые нюансы: объявления в газетах, полки магазинов, детали интерьера, интонация, одежда, музыка, тексты песен. Актрисы и актёры на все роли подобраны великолепно: интересны как внешности, так и передача характеров персонажей.
В романе чувствуется преобладающее влияние Терри Пратчета, что и упомянуто в примечаниях — он написал немного большую часть произведения и был редактором. В сериале уже лидирует стиль Нила Геймана, который, добавив чуть больше своего видения, сохранил дух произведения и показал большое уважение к соавтору. В результате получилась прекрасная сказочная атмосфера.
Замечательный ход, на мой взгляд, голос за кадром, который принадлежит не просто абстрактной рассказчице, а самой Богине (здесь нужно отметить, что в произведении Бог выступает как женское начало). Сохраняется ощущение предопределённости, которую герои и пытаются изменить. Богиня в курсе, что происходит, даже когда дитя по ошибке отдали не в ту семью, или когда герои пытаются предотвратить конец света, обманывают рай и ад, - и всё это усиливает абсурдность восприятия небом и адом Великого плана.
Сюжет также выиграл за счёт добавления архангелов — хоть и эпизодических, но персонажей со своей индивидуальностью. И они помогли показать душевные метания Азирафаеля, который вместе с демоном хочет предотвратить конец света. Ангел до последнего надеялся, что небо против войны, несколько раз пытался достучаться до коллег в разных ситуациях и на разных уровнях. Он сделал всё, что мог и разочаровался в стороне, которую считал своей много тысяч лет.
Кроули особых переживаний по поводу стороны не испытывает, ад за своих он никогда не считал и, конечно, не надеялся на их помощь в предотвращении конца света. Он, привыкший обходить приказы, беспокоится о себе, об ангеле и о человечестве, которое 'нельзя испытывать до уничтожения'.
И оказывается, что не всё определяется стороной, ангелы и демоны, будучи из 'одного первоначального источника', могут иметь очень много общего.
Впервые за много лет мне что-то по-настоящему понравилось. Красивый и интересный фильм, можно пересматривать, обдумывать и снова пересматривать замечая что-то новое; угадывать эмоции героев, пытаться понять мотивы, разгадать задумки авторов и просто наслаждаться атмосферой и игрой актёров.