Оцените отзыв
Фильм снят по
мотивам старинного китайского романа «Обретение богов» («Фэншэнь Яни»),
созданного во времена династии Мин (14-17 вв.) на основе легенд о божествах,
демонах, мудрецах и царстве Шан, которое в самом деле существовало на заре
китайской государственности за два тысячелетия до нашей эры (то есть четыре тысячи
лет назад), что нашло отражение в фольклоре и подтверждается археологическими
находками.
Содержание романа захватывающее, ужасает и увлекает
одновременно, а также имеет нравоучительную концепцию. В предостережение будущих
правителей объясняется, как случилось, что Шан погибло, а на его руинах
возникло Чжоу. А дело все в том, что последний шанский царь сбился с пути
добродетели настолько, что оскорбил саму богиню-прародительницу Нюйву. Вот она
и подослала к нему лисицу-оборотня, изощренно погубив его через общение с
коварной красавицей.
Шанскому царю, тирану и сластолюбцу, противостоят князь Чжоу
и еще некоторые лица, чьи моральные качества неизмеримо выше, в связи с чем эти
герои и побеждают в конце концов, а, кроме того, сами становятся небожителями
(те самые боги, к обретению которых апеллирует заглавие романа).
В общем, очевидно, что о падении шанцев потомкам рассказали победители-чжоусцы,
потому что, как известно, историю пишут и легенды сочиняют победители. Но это
так, к слову. Дело давнее, пойди узнай теперь, кто там был прав, а кто нет.
Скорее всего, все были хороши.
Таким образом, понятно, что материал для кинематографии
богатейший. Тут и дораму можно забабахать на все 100 серий, и полнометражку
замутить, что в данном случае и произошло.
Разумеется, сюжетные линии были упрощены, и это совершенно
оправдано для такого формата, но также изменены по сути, - кардинальный ход, создающий
интригу, кто тут искусительница, а кто лучший глава для страны. Иначе все карты
были бы раскрыты с самого начала.
В результате переработки первоисточника конфликт богини и
царя вообще остался за кадром, а на первый план оказалась выведена лисица, на
которую в основном и легла вина за то, что случилось с царем и с его царством.
Впрочем, поначалу и лисица, еще помнившая боль отрезанного
хвоста и не успевшая забыться перед ликом богини, не особенно была расположена
проявить темную сторону своей натуры, производя впечатление вполне приличной
девушки. Однако ее все время что-то подталкивало в спину: то подружка-змейка (в
романе она феникс, а не змея, но неважно, так даже эффектнее) устала быть
паинькой, то объявился завистник (потому что зависть она и на небе зависть) того
мудреца, которого высшее божество отправило разрулить всю эту земную заварушку…
Последствия вызвали в лисице бурю переживаний, губительную для окружающих.
То есть многоходовочка такая, где одно тянет за собой
другое, и все можно понять и объяснить, но простить нельзя, ибо слишком много
бедствий свалилось на несчастный земной люд, тяжкая доля которого фрагментарно
демонстрируется в сцене возведения Оленьей башни.
И все, финита – происходит заключительное сражение между
демонами и мудрецом, протекающее по всем законам жанра сянься-уся, то есть с гигантскими
прыжками, головокружительными вращениями, сверкающими посохами, магическими
лисьими хвостами и прочими громами и молниями в самом стремительном темпе. И
вся эта компьютерно-графическая феерия приводит к закономерному результату, а
из тыквы-горлянки с подсказками выплывает сообщение, кратко констатирующее, что
такова «воля небес». Кто бы сомневался.
Теперь подробнее
о действующих лицах.
Мудрец и маг ЦЗЯН
ЦЗИЯ. Исторический персонаж, к
слову сказать, министр первого царя династии Чжоу. Легенды трансформировали
этого талантливого придворного в отшельника, доносившего свою мудрость до
окружающих с помощью иносказаний - например, рыбной ловли, про которую надо
было догадаться, что он ловит не рыбу, а праведного правителя. Цзян Цзия вовсе
не кладезь добродетелей, однако чист душой, ибо среди свойственных ему пороков,
вроде лени и пристрастия к ликеру, нет наиболее тяжкого – тщеславия.
Персонаж затмевает своим очарованием саму лисицу. Если я буду
пересматривать этот фильм, то ради милого чудаковатого Цзян Цзия.
ДАЦЗИ, девятихвостая
лисица. Как уже сказано, очаровательна, в самом деле, - красивая, конечно, а
также обволакивающе-усыпляюще-женственная. Хотя вначале вроде бы даже воин, но
все равно сама нежность и мягкость. Прекрасный образец лисицы-оборотня, причем
во всей многоплановости – способной и на добрые чувства (к царю ведь она была
расположена искренно и советы давала ему на заре отношений хорошие), и на затаенное коварство (демон
все-таки). А какие роскошные наряды, какие изумительные короны… И как
волнующе-таинственен красный светящийся полог брачного ложа, на которое
красавица увлекает супруга (нет, откровенных сцен не предусмотрено, но намеки
бывают лучше откровенности). В целом - против такой не устоишь.
ЦАРЬ и не устоял. Грубоватая
внешность персонажа, подчеркнутая щеткой бороды («Бородач», - представляется он
без ложной скромности при знакомстве), соответствует не самому замысловатому
внутреннему миру, взбаламутить который оказалось лисице не так уж сложно. Она
увлекла мужчину и умом, и прелестью, а там и вовсе околдовала, заставив верить
каждому слову и выполнять свои прихоти.
Одним словом, слаб оказался шанский царь, и раскрытие образа
свидетельствует об этом со всей определенностью. А как хорош был осенний пейзаж
над рекой, где он беседовал с Дацзи, которую, как ему казалось, взял в плен,
хотя плененным оказался сам. Эти огненные осенние клены, это девичье платье
цвета голубоватого опала, отраженные прозрачной водой…
Остальные действующие лица также представлены достойно. Набор
демонов на драконьей свадьбе в глубинах гор впечатляюще разнообразен. Демон-свинья
с хорошо прилаженным пятачком на толстом лице, обуреваемый нечистым
любопытством перед дверями высочайшей опочивальни, и демон-дракон, хотя его
черный нос и смахивает на печеную картошку, - способны запомниться. Соперник
Цзян Цзия с мотающейся перед лицом длинной челкой (может, это она ему
раздражительности добавляла) – вполне колоритен. Мифическое существо, выделенное седовласым небесным владыкой в помощь своему эмиссару и удачно воплощенное в
упитанного спутника-слугу, чтобы не рисовать его постоянно рядом с актером, - создает
светлую атмосферу дружбы и верности.
Положительные герои – царский советник, князь Чжоу и его сын
- положительны, как и следует. Разве что глубины не достает. История с мясным
пирожком, согласно роману, многозначительней и потому более жуткая, в фильме же
это проходной эпизод, способный только добавить черной краски в испорченную ауру
зарвавшейся лисицы.
Антураж тоже вполне соответствует, хотя ужасный медный столб,
использованный шанским царем по наущению кровожадной Дацзи для казни, в
представленном магическом варианте, пожалуй, проигрывает тому, про который
говорится в легендах.
Змеиная яма и мясной лес с винными прудами пропущены, но ОЛЕНЬЯ
БАШНЯ представлена во всей своей демонической
кульминационной красе. Огромные рога, замыкающие заоблачное сооружение, вызывающе
упираются в небеса, но на небесах время течет по-другому, там могут долго
ждать, а потом зато – бац… и суровая справедливость восторжествовала.
Заключение: неплохо,
в самом деле. Все четко, логично и динамично. Яркие рельефные образы, красивые
сцены, к тому же не только те, где спецэффекты сыплются, как из рога изобилия. Подача
сюжета чаще прямолинейная, но местами даже не без полутонов. Философия ясная и
простая, зато против нее не поспоришь.
Схватки налету даосов и демонов, правда, далеки от
оригинальности, но, конечно, жанр определяет: сянься-уся все-таки.
Дата публикации: 10.01.22