Я, в принципе, не сторонница просмотра исторических фильмов и сериалов. Но считаю, что кинематограф способен подарить нам больше понимания и эмоций, чем сухие даты учебников и, даже, художественные произведения. Правда, среди современных исторических фильмов не просто найти шедевр или, хотя бы, достойный внимания экземпляр, но я не оставляю надежды.
ДАЛЬШЕ МНОГО СПОЙЛЕРОВ!
Так, недавно я решила посмотреть, нашумевший года три назад, «Великолепный век». Когда он шел по «Домашнему», мне не удалось захватить начало, а без него было неинтересно.
И все же, я вернулась к этой теме, потому что турецкий сериал повествует об истории Османов. Русские мало информированы о становлении их Империи, что даже странно, ведь пару веков назад турки были главными нашими врагами, нападавшим на нас 12 раз!
Этот вопрос меня даже взволновал и я попыталась окунуться в атмосферу Великолепного века, ознаменованного восшествием на престол Сулеймана I. События, большим образом, вертелись вокруг татарской пленницы Александры, русской или украинки, до сих пор неизвестно.
И вот, с момента ее попадания в гарем новоиспеченного султана, исторический сериал превращается в настоящую «мыльную оперу».
1. Обратимся к целесообразности растягивания сериала на четыре сезона с полутора часовыми сериями. По сути, каждая серия несет в себе полезную информацию, укладывающуюся в 10-15 минут времени. Все остальное можно смело вырезать: бесцельные прогулки по саду и дворцу, пустые разговоры, танцы…
2. К чему для показа Турции XVI века было применять компьютерную графику? С ее «помощью» зритель любуется на убогие, мертвые пейзажи, взять только вставки с морем и видом на Топканы!
3. Если бы персонажи и события были показаны с исторической точностью, я смогла бы им сопереживать, радоваться за них и закрыть глаза на все, вышеописанное. Так нет! Сыграна сказка, а не исторический сериал. В годы правления Сулеймана, подданные прозвали его «Кануни» и это подразумевает властность и жесткость. Вместо этого, на экране показан мягкий подкаблучник, не имеющий силы воли противостоять козням своей возлюбленной, выполняющей все ее капризы и прощающий ей то, что и прощать нельзя ни по человеческим законам, ни по законам того времени. Не спорю, Халит Эргенч ослепительно хорош в этой роли, но его образ не имеет ничего общего с султаном.
Поражаюсь тому, как многие боготворят Хюррем-султан. По мне – это самый неприятный персонаж из всех вместе взятых. Мстительная эгоистка, возомнившая себя царицей всего мира, плюет на всех с высокой колокольни и думает лишь о своей выгоде. До сих пор сохранилась легенда о неземной любви между ней и Сулейманом Великолепным, но, кажется, это только со стороны султана. Александра-Хюррем просто хитрая лиса, завладевшая сердцем правителя с желанием властвовать и посадить на трон одного из своих сыновей.
Девушка постоянно жалуется, что гарем ополчился против нее, ее никто не любит, все хотят ее погибели. Но сама палец о палец не ударила, чтобы завоевать уважение окружающих. Мало того, настраивает против себя членов семьи султана постоянными скандалами и интригами. Добавить к этому откровенную наигранность и показушность игры Мерьем Узерли… Крики и выпученные глаза — вот чем мне запомнилась ее роль.
Никаких эмоций не вызвала несчастная по-жизни младшая сестренка Сулеймана Хатидже-султан. Безликая игра Сельмы Эргеч усугубила это ощущение.
И, вновь постоянно выпученные глаза, на этот раз Ибрагима Паргалы, близкого друга султана. Окан Ялабык явно перестарался.
Интересно, что редко какой родитель старел параллельно взрослению своих детей. В основном, рядом с подростками и молодыми людьми – вечно юные матери.
Про исторический аспект даже говорить не стоит.
Обсуждение платьев наложниц также лучше обойти стороной, они больше похожи на итальянские наряды XIV-XV столетий.
Мое резюме: ничего познавательного в смысле событий и исторических фактов здесь нет, несмотря на длину сериала в 151 серию продолжительностью в полтора часа. Приступая к просмотру этого фильма, будьте готовы к бесконечно тянущимся скандалам, козням, невинным жертвам, свадьбам, рождениям, изменам — всему, что сопровождает обычное мыло. Любители истории, проходите мимо!