Действие фильма происходит между 1907 и 1910 годами.
Перед глазами зрителя разворачивается сага семейства Экдаль, с их маленькими радостями и большими бедами, рождественскими обедами, романами и смертями, увиденная глазами двух детей – сестры и брата Фанни и Александра.
Знаковый фильм Бергмана о детстве, взрослении, взаимоотношениях внутри семьи. Фильм неторопливый и завораживающий (режиссерская версия длится 5 с лишним часов), где каждый кадр снят с необычайным мастерством.
Сначала зрителю показывают счастливое семейство Экдаль. Символом идеальных взаимоотношений выступает Рождество, ведь это время, когда вся семья собирается вместе. Переломным моментом становится смерть отца семейства Оскара Экдаля.Через год Эмили, мать Фанни и Александра, выходит замуж за епископа Эдварда Вергеруса, переежает в его дом и отказывается от прошлой беззаботной жизни. В новом доме всё подчинено жёстким правилам. Вскоре жизнь в епископском доме становится невыносимой, особенно для впечатлительного фантазёра Александра, что приводит к его столкновению с отчимом...
Образ епископа Вергеруса срисован с родного отца Бергмана – лютеранского пастора, растившего детей в крайней строгости и не поощрявшего «богемные» интересы сына.
Удивительная соразмерность и гармоничность присутствуют в фильме, и поэтому мораль, которую Бергман пытается донести до зрителя, впитывается не только легко, но и благодатно: душевное равновесие восстанавливается, вера в лучшее возрождается. Мораль проста: добро, которое в данном случае классифицируется как обычная человечность, восторжествует; зло – которое рядится в овечьи шкуры добродетели – потерпит поражение. Загоняя добро в угол, зло оказывается в тупике само.
В том же 1982 году, когда Бергман снимал свой последний большой фильм, умер Фассбиндер – так закончился пласт истории, великое европейское авторское кино. Конец более чем достойный: все коронные темы Бергмана – темы отца и родительства, стыда и протестантизма, театра и вампиризма человеческих отношений, а также посетившая его только дважды, в молодости и старости, тема плотской радости жизни – воплощены здесь с изумительной, воистину классической соразмерностью и глубиной. Как будто кино, перескочив через время, вернулось в XIX век, в один из своих источников – романную форму Диккенса, Стендаля и Толстого. Практически ко всем возможным эмоциям, которыми Бергман за три часа мастерски манипулирует, примешивается грусть от того, что больше таких романов уже никогда не напишут...
Награды:
1984 год – Премия «Оскар»:
Лучший фильм на иностранном языке
Лучшая работа художника – Сусанна Лингхайм, Анна Асп
Лучшая операторская работа – Свен Нюквист
Лучший дизайн костюмов – Марик Вос-Лунд
1984 год – Премия BAFTA
Лучшая операторская работа – Свен Нюквист
1984 год – Премия «Сезар»
Лучший зарубежный фильм – Ингмар Бергман
1984 год – Премия «Золотой глобус»
Лучший зарубежный фильм