Один из самых неоднозначных фильмов, номинированных на "Золотого медведя" на 69 Берлинском кинофестивале — биографический фильм Агнешки Холланд о британском журналисте, уроженце Уэльса, Гарете Джонсе, который известен тем, что сделал достоянием мировой общественности факт массового голода в СССР в 1932-1933 годах.
Пока спецслужбы и сторонники Сталина ищут способ заставить его замолчать, начинающий писатель Джордж Оруэлл под впечатлением от его истории задумывает повесть "Скотный двор".
Большинство СМИ, однако, игнорируют статьи Джонса. А глава московского бюро New York Times Уолтер Дюранти публикует опровержение под заголовком "Русские недоедают, но не голодают", где ссылается на советские официальные источники и резко критикует выводы Джонса и его источники. Заметим, что годом ранее Уолтер Дюранти был удостоен престижной Пулитцеровской премии за свои комплиментарные по отношению к сталинскому режиму репортажи из СССР.
Джонс вступил в полемику с Дюранти, написав в New York Times письмо:
"Первые доказательства я получил от иностранных наблюдателей… Я обсуждал ситуацию в России с 20-30 консулами и дипломатическими представителями разных государств. То, что они мне рассказали, подтверждает мою точку зрения. Но им не позволено высказываться для прессы, поэтому они молчат. Журналистам же писать разрешено, но цензура превратила их в мастеров эвфемизма и преуменьшения. Поэтому они вежливо называют "голод" "нехваткой продовольствия", а "смерть от голода" смягчают формулировкой "участившаяся смертность от болезней от недоедания".
17 августа 1935 года "Таймс" сообщила, что накануне китайские власти обнаружили тело Джонса с тремя пулевыми ранениями. Существовали подозрения, что убийство Джонса было организовано НКВД в качестве мести за неприятности, которые Джонс доставил советскому режиму.
В 2006 году в Университете Аберистуита (Великобритания) открыта мемориальная доска Гарету Джонсу. Маленький жест признания в сторону человека, которого в свое время стыдили за то, что он поступил по совести, сказав о том, о чем не принято было говорить.
В России фильм превентивно невзлюбили, заведомо посчитав антироссийской пропагандой, однако можно по-разному оценивать художественные достоинства фильма Холланд, но невозможно отрицать важность темы, в ней затронутой.
Историю нельзя переписывать и о ней нельзя умалчивать, иначе она имеет тенденцию повторяться.