Фильм известного немецкого режиссера Фолькера Шлендорфа 1979 года производства, получивший в том же году Пальмовую ветвь Канн и ставший лучшим немецким фильмом. А в 1980 году Барабан сумел завоевать Оскар за лучший иностранный фильм. То есть, это однозначно вещь, которая заслуживает зрительского внимания.
Скажу сразу, что фильм мне понравился и, наверное, его нужно было увидеть. Жизнь подготовила меня к тем вещам, что показаны в Барабане, поэтому я с большим интересом посмотрел это весьма спорное, провокационное и одновременно философское кино.
Это история одного мальчика по имени Оскар, который в 3 года, видя неприглядный мир взрослых, решает упасть с лестницы, после чего перестает расти. Ко всему прочему у Оскара появляется другое интересное качество - при помощи крика он может разбивать все стекла вокруг себя.
Весь фильм голосом Оскара зрителю рассказывается о событиях, происходивших в польско-немецком Гданьске-Данциге накануне Второй мировой войны.
Любовь - с самого начала любовь между людьми повергает в некий шок. Сначала бабка Оскара прячет к себе под юбку своего будущего мужа от немецких солдат, а затем уже ее дочь, мать Оскара, живет параллельно с двумя мужчинами (впрочем, здесь нет ничего удивительного, поразило то, что муж Агнес все время ничего не подозревал и все было очень мирно и по-доброму) - мужем-немцем Альфредом и своим кузеном Яном Бронски.
Кроме того в фильме присутствует довольно много непростых сцен, в реальность которых мало верится, но смотрится это провокационно. Например, когда все сидят в доме Альфреда и Ян ногой пытается залезть Агнес под юбку.
Оскар - к нему у меня редко когда возникала симпатия, но в целом мальчик правильный. Он понимает, что делает ошибки и совершает не самые правильные поступки, хотя в его поведении нет ничего плохого. Вся его вина заключается в том, что он ходит с барабаном и громко в него бьет. Иногда он кричит и разбивает стекло, но это тоже без особого вреда для окружающих. Оскар разочарован в мире взрослых и не может найти себя, но в итоге и он начнет взрослеть.
Шок - некоторые сцены повергают в культурный шок, к примеру, ловля угрей на лошадиную голову или варка лягушек в супе.
Известные актеры - очень серьезный подбор актеров, например, Шарль Азнавур в роли еврея-продавца игрушек и суперзвезда Польши Даниэль Ольбрыхский. Ольбрыхский - я считаю, что эта роль одна из его лучших, очень цельная и хорошо подходит для Даниэля. Ян мне очень понравился несмотря на его непростые отношения с Агнес и ее семьей.
Нацизм и отношение к нему - в фильме дается четкий ответ на этот вопрос. Это очень плохо и только слепые и глухие не замечают этого. Примечательны сцены, когда немцы разочаровываются в своем фюрере и как это контрастирует с началом фильма.
Детская порнография - в США фильм в 1997 году обвинили в распространении оной, поскольку имеет место показ любви мальчика и взрослой женщины.
Финал - красив и светел, что скрадывает определенную тяжесть от просмотра.
Общее впечатление - трудное кино, хотя и очень интересное. Оно насыщено, как показом социальных проблем общества, так и изучением внутренней природы человека, причем, как мне кажется, его скрытой сексуальности..
Фильм длинный, но не утомительный. Напомнил он мне, кстати, фильм "Кролик Джоджо". Немного иронии сквозь грусть. И опять же война глазами ребёнка, а потом уже и юноши, но по сути всё такого же ребёнка для зрителя.
Я сразу сошлюсь не на достоинства или недостатки фильма, как произведения, а на собственную вкусовщину скорее, которая роли в оценке фильма иными зрителями роли не играет.
Но мне не очень нравятся эдакие истории-реки. Они где-то начались, они протекли мимо, и снова утекли за горизонт. Ну то есть вот было такое, началось вроде как с какого-то момента - и продолжилось уже вне поля нашего зрения.
И только бабушка, с которой началось повествование, всё так же сидит на поле с картошкой. Как некая константа. Потому что всё может течь, меняться, ломаться, строиться, но что-то, как камень, должно стоять на месте. А бурные воды текут вокруг, бурлят, брызжут пеной, а порой и кровью разбившихся голов или сердец, но взгляд останавливается на этом камне и понимаешь, что есть время принять жизнь такой, какая есть, и вздохнуть глубоко и в некотором роде даже успокоившись.
Самый жестокий, самый страшный и щемящий сердце эпизод в фильме для меня - это обстрел польской почты. Собравшиеся люди - такие разные, все они объединены одной целью, одним желанием отстоять свою независимость, но ведь больше половины из них - не способны в кого-то стрелять. Игра в карты под обстрелом - это очень грустно. Карта с дамой червей в ладони мужчины, которую он показал своему сыну (возможному, пусть), за секунду перед расстрелом, это и красиво и трагично. Ну какой из этого мужчины воин? Но что мог - он сделал.
И отдельно хочу отметить момент, который реально тронул - это когда еврея прогнали с похорон, а потом он сам, один, пришёл и стоял над могилой любимой женщины, которая даже не отвечала ему взаимностью. Когда как остальные на поминках уже резались в карты.
Как, кстати, любопытно, протянута здесь тема карт)
Барабан-голос... ну, здесь всё более или менее понятно. Хотя, прямо скажу, пацан до одурения неприятный. Эти выпученные остекленевшие глаза. Такие бывают у тех, кто делает настырно гадости с отупением. Поэтому ну очень сложно было проникнуться к нему сочувствием, хотя ничего плохого-то ведь он и не сделал. Это взрослые вокруг него какую-то дичь творили, одуреешь тут.
В общем, фильм оставил впечатление. Чем? пока сложно сказать. Возможно манерой повествования, которая всё еще остаётся достаточно честной и без купюр, но ещё не превратилась окончательно в повод для глумления, эпатажа и чрезмерных скабрезностей ради скабрезностей. Всё-таки это ещё картина - времени, характеров и быта - а не листок из попсо-порно журнальчика.
ЗЫ: но сцена с "иванами" и изнасилованием немецкой женщины как всегда до тошноты мерзкая. За это жирный минус фильму.
Ответить
Читать обсуждение дальше...