Можно сказать, что такими показательными моментами, как "человек ищет свой путь, но путь этот всегда ведёт к благому делу для страны и людей" фильм не выбивается из сомна кинолент 60-х, и в то же время ощущение оставляет более гнетущее.
Наверное, дело в том, что здесь этот самый путь на благо в общем не усеян розами даже в финале, успешном, кстати, для всех. Главный герой всего добился, но что-то как-то не радостно.
А это значит, что стоит копнуть глубже и обдумать драму героя.
Итак, новый директор прибывает на судостроительный завод и надо сдать новое судно. Директоров уж шесть сменилось, что как бэ... намекает. Впрочем, намёк для меня проявится больше в конце, когда понимаешь, зачем вообще об этом сказали. Ведь по сути нам на количество-то пока наплевать, тут и с новым директором ужас как сложно, человек по характеру тяжёлый, ужиться с ним трудновато как жене, так и коллективу.
Но дело идёт, директор указания раздаёт, несмотря на сопротивления и кислые физиономии, а таки надо сдать корабль в срок, пусть бы даже и случилась авария. Значит - нет ни для кого выходных и отпусков.
Ну... такая себе радость для всех...
Параллельно развивается линия семейных отношений, в которых тоже не всё гладко. Даже при видимой гибкости и мягкости жены, она в итоге решает оставить мужа.
Конечно, реализоваться в новом месте по профессии - это важно, она это сделала в привычном месте, вернувшись туда.
но это как пасование перед трудностями получилось. Не могу - ну и не буду. Какие-то развлечения, отдых, танцы... а мужа-то, вроде как и нет в этой схеме. То есть он там как заноза торчит и мешает, со своей работой, со своим упорством, со своим делом, вечерней работе. О которой жена даже и не знает, о как...
Ну в общем, и хороша Маша, да что-то не наша.
И все попытки директора сблизиться с коллективом заканчиваются провалом...
Финал в этом плане очень показателен, трагичен и грустен. И красив.
Хороший финал, который словно всё ставит на свои места.
Мне кажется, авторам в этом очень помогла музыка.
Нет, не фоновая. А та, что словно являлась одним из действующих лиц.
Как на вечеринке в весёленькие мотивчики ворвалась классическая симфония на проигрывателе, как на свадьбе весёленький мотивчик, который блестяще сыграл директор на вилках, но с совершенно безучастным лицом, как дело, как работа, совсем как не развлечение. Так и в финале: в окно врываются бурные марши, веселье и радостные мелодии, но они словно перемежаются, забиваются, врывающимися аккордами какого-то тяжёлого симфонического произведения.
Именно здесь, смотря на лежащего спиной к окну героя, который сделал своё дело и сделал всех радостными, видно, что сам он - как эта врывающаяся не в тему мрачная и серьёзная музыка. которая никак не может совпасть с легкомысленными мотивчиками.
И эта дисгармония очевидна.
И она делает героя одиноким. Никогда он не будет на одной волне со всеми.
Он прекрасный руководитель и труженик, он сделал то, что (очевидно, вот здесь важно количество ушедших директоров) не смогли его предшественники. Он всего себя кладёт на алтарь дела, не жалея никого вокруг и не понимая, как можно жалеть себя, если надо сделать дело.
Как на войне, наверное.
Судя по кадру с кораблём и датой под ним, он всей своей натурой всё ещё там, когда невозможно что-то делать спустя рукава, когда невозможно прощать халатность, когда не принимаешь измены...
То, что нет в фильме прям уж злодеев и даже плохих в целом людей, ставит зрителя перед сложным выбором, а если даже и не выбором, то эмоции могут возникнуть самые разные. Потому... тут уж какая позиция ближе...
Спасибо за внимание!
Ответить
Читать обсуждение дальше...