Перво-наперво хочу отметить интересный, по крайней мере необычный, киноязык.
Не то, чтобы никогда к зрителю напрямую главгерой не обращался, но это больше в комедиях каких-то, эдакий пролог или интермедия.
Здесь же герой постоянно в контакте со зрителем, рассказывает ему свою историю, как в живой беседе.
Поэтому, наверное, очень выигрышно смотрится финал ленты, когда героиня вроде как и не обращаясь к нам, но всё-таки глядит в экран напрямую, на каждого из зрителей. То есть это финал её рассказа и от этого он смотрится очень убедительно. Ведь мы проговорили с героиней весь фильм, поэтому её словам, сказанным нам, мы уже верим безоговорочно. Они словно заверение, которое исполнится, потому что дано лично мне, как зрителю, а не просто где-то в фильме, какому-то из героев.
Не знаю, насколько здорово, что иногда фильм похож на документальное кино. Хотя ничего документально нет. Диалоги живые, словно бы даже и не поставленные специально. Оттого в сравнении с речью героини зрителям выглядят очень похожими на случайные реплики и потому достоверны.
Весь фильм - это гимн природе и людям, которые живут Байкалом, его силой, его мощью. Они такие же открытые, такие же свободные.
В противопоставление - чиновники и люди, которые хотят поставить воды Байкала на служение заводу. Хотя каких-то злодеев нет.
Автор скорее рассуждает о разности взглядов, о непохожести. И о спорности любого утверждения.
но то, что он душой болеет за природу и хочет как-то разобраться в том, что мы делаем для неё, а что - с ней, это очевидно.
А начинается всё с мусора.
Я аж хмыкнула. О, романтики понаехали. Сейчас нагадят кругом. Но даже в то время ещё не представляли, как могут нагадить сейчас.
Кстати, в книге "Ложится мгла на старые ступени" так же поднимается этот вопрос в 22-ой главе, по-моему. О мусоре и о том, как к этому относится ныне. и наверное только нищие могут себе позволить бороться за чистоту, потому что им мусорить нечем. М-да...
Но всё начинается с малого.
Так и здесь. Семечко, брошенное борцом, гуманистом и хорошим человеком, отцом героини в душу дочери, конечно же прорастёт.
Но ей надо стать сильной. Хорошо ли то, что она отсекает пока от себя всяческую опасность? Искушения и преграды, которые могут её поколебать? Не знаю. Опыт - великое дело. А возясь только в своей песочнице, едва ли сможешь понять что-то об огромном мире.
Героиня пока может пользоваться чужим опытом, но стержень у неё есть, значит и люди такие останутся. Хотя это сложно. И, наверное, даже в какой-то степени бесполезно, потому что и мир меняется.
Меня прям очаровала журналистка Валя. Честно говоря, у неё такая манера говорить и и вести себя, что кажется, что она под каким-то сильнодействующим психотропным препаратом))) но она меня очаровала. Нет, ну просто ах как очаровала!)
И говорит напрямую, но так, словно одолжение делает. Чума!
Шукшин, конечно, хорош. и образ у него тоже интересный, не однозначный. Таким человеком легко очароваться.
- Давайте подвезу!
- Нет, это ж далеко!
- Всё равно давайте. Залезайте. Куда едем?
- Туда-то.
- Так это ж всего 70 км! Ха!
Понравились разговоры за обедом у бурятов.
И хотя почему-то именно первая половина запомнилась мне лучше, фильм прошёл довольно легко.
Он как повесть о могучем герое, который в тени, за героями, о Байкале. Но всё здесь о нем и про него. Поэтому скорее всего я даже не запомню ни любовной линии, ни каких-то перипетий. Я запомню эту ленту, как кинематографический репортаж о сокровище нашей страны.
К сожалению, мне не очень нравится актриса, которая играла главгероиню, Белохвостикова. Голос её меня напрягает, ощущение, что он всегда чуть на надрыве, словно человек вот-вот и разревётся. Оттого я сложно воспринимаю её роли.
Начало тоже интересное. словно окольными путями подошли к основному, проезжая мимо героини на поезде, люди ведут свои беседы, жизнь мчится куда-то, чьи-то страдания, обиды, усмешки... А здесь, остановись - и найдёшь историю. Драматическую и наполненную мыслями о чём-то большем, чем мелковатые человеческие страсти.
Хотя признаюсь, начало далось мне сложновато. Мужика, который подсел к девушкам и начал их чморить только за то, что ему какая-то баба в своё время не дала, - это уж... Прям прибить хотелось. Впрочем, вот, показательно. Из чего чаще всего складывается человек. Разве из великих идей? Обидели его - вот и весь мир де)ьмо. Вот так. Так что героине надо перерасти всё это, чтобы быть наполненной чем-то более важным, в том числе и опытом, который её не сломает.
Ответить
Читать обсуждение дальше...