Слоганом фильма была выбрана цитата из Талмуда: "Тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир".
Оригинальный список "евреев Шиндлера" был найден в чемодане вместе с его документами на мансарде Шиндлера в квартире в Хильдесхайм в 1999 году. Оскар Шиндлер оставался там в течение последних лет своей жизни, вплоть до его смерти в 1974.
Решимость Спилберга снять фильм стала окончательной, когда руководители студии спросили его, почему бы ему, если он так переживает, просто не сделать какое-то пожертвование, вместо того, чтобы тратить время и деньги на депрессивный фильм.
Режиссер отказался от гонорара за фильм и любых процентов с выручки, настаивая, что извлечение личной выгоды в этом случае было бы "кровавыми деньгами". Вместо этого Спилберг использовал прибыль от фильма, чтобы основать "Фонд Шоа" ("Шоа" на иврите означает "Катастрофа"), который посвящался памяти выживших в период Холокоста и занимался сбором и сохранением личных воспоминаний и интервью участников тех событий.
Прежде чем решиться сделать фильм самому, Спилберг пытался привлечь к съемкам других режиссеров. Нежелание Спилберга приступать к съемкам фильма основывалось, помимо прочего, на том, что он не чувствовал себя готовым и достаточно зрелым для того, чтобы взяться за фильм о Холокосте. Поэтому поначалу он пробовал нанять других режиссеров, чтобы они сняли фильм вместо него. Сначала он обратился к режиссеру Роману Полански, который сам пережил Холокост и чья мать была убита в Освенциме. Полански отказался участвовать, но со временем сделал собственный фильм о Холокосте, "Пианист", который принес ему «Оскар" за лучшую режиссуру в 2003 году. Тогда Спилберг предложил кресло режиссера Сидни Поллаку" который также ответил отказом.
Спилберг был обязан сделать "Парк Юрского периода" (1993) до "Списка Шиндлера". Это было даже указано в его контракте. Сделано это было студией специально, потому что если бы режиссер снял "Список Шиндлера" первым, он был бы слишком выжат, чтобы делать потом еще и "Парк Юрского периода ".
Когда Стивен Спилберг впервые показал Джону Уильямсу финальную версию фильма, Уильямс был так тронут, что ему было необходимо выйти прогуляться, чтобы взять себя в руки. По возвращении, Уильямс сказал Спилбергу, что он заслуживает лучшего композитора. Спилберг ответил, "Я знаю, но все они уже мертвы".
Спилберг мог получить разрешение на съемки прямо внутри Аушвица, но решил этого не делать из уважения к жертвам. Все сцены снимались в специально построенной локации-копии, которая находилась рядом с лагерем.
Сцена с ликвидацией в Краковском гетто в оригинале занимала всего лишь 1 страницу. Стивен Спилберг превратил ее в 20 страниц и 20 минут экранного действия "на основании живых свидетельских показаний". Например, сцена, в которой молодой человек избегает наказания немецкими солдатами, говоря им, что он должен убрать багаж с улицы, была взята непосредственно из истории выжившего очевидца.
Ральф Файнс набрал 13 килограмм, употребляя пиво Гиннесс для своей роли Амона Гетта. Стивен Спилберг взял его на роль, считая, что он "злодейски сексуален".
При первой встрече на съемках Мила Пфефферберг, одна из выживших к тому времени "евреек Шиндлера", была шокирована тем, насколько Ральф Файнс (в роли Амона Гетта) похож на своего реального персонажа. У нее тряслись руки, и она даже начала заикаться.
Довольно иронично, но после съемок этого фильма, Лиам Нисон (Шиндлер) и Ральф Файнс (Готт) стали очень хорошими друзьями.
В эпилоге все актеры сопровождают реальных "евреев Шиндлера", которых они играют в фильме.
Когда фильм был показан на Филиппинах, цензоры решили вырезать некоторые сцены наготы и насилия. Когда Стивен Спилберг узнал об этом, он потребовал, чтобы фильм не показывали вовсе или оставили таким, как есть. Президент Филиппин Фидель Рамос вмешался и отменил цензуру. Фильм был показан без каких-либо изменений.
Существует еврейская традиция, что когда кто-то посещает могилу, то оставляет небольшой камень в знак уважения. Это объясняет эпилог, где актеры и "евреи Шиндлера" укрывают могилу Оскара Шиндлера камнями. Это происходит не только в фильме, могила Шиндлера на католическом кладбище в Иерусалиме — единственная, которую служителям кладбища приходится периодически прибирать, т.к. камушки, которые оставляют потомки выживших и просто паломники, периодически образуют холмы и полностью закрывают выбитые на надгробном камне надписи. Может ли быть более весомое подтверждение жизненному подвигу обычного человека, который не планировал становиться ни героем, ни праведником, но не смог закрыть глаза на творящееся вокруг зло.